Добро пожаловать. Группа компаний Лоэс. Новые технологии от Группы компаний Лоэс.
Последнее
обновление от
01.06.2004 г.
  ...:
Навигация
 Информация
 Главная
 Карта сайта
 Предприятия
 Публикации
 Новости
 Оборудование
 Пищевая пром-ть
 Пр-во сахара
 Мороженое
 Запчасти
 Водоподготовка
 Технологии
 Пищевая пром-ть
 Пр-во сахара
 Мороженое
 Контакты
 SMS сервис
 Почта
 Наши партнеры
 Общение
 Форум
 Гостевая
 Объявления
 Чат
 Ссылки
 Каталог ссылок
 Баннеры
 Разное
 Полезное
 Голосования
 Сладкий юмор


Научные публикации и статьи в периодических и специализированных журналах

Мы рады приветствовать в разделе публикаций сайта Группы компаний "Лоэс".

В данном разделе размещены статьи, опубликованные в научных изданиях! Эти статьи можно скачать, обсудить на форуме , задать вопросы автору по электронной почте , а также прокомментировать их...


Обсудить на форуме ... Скачать ... Версия для печати ...
Комментарии ... Все статьи...
ТОВАРНЫЙ ЗНАК - ЛИЦО ВАШЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ (журнал "Сахар", 2002, №2)
Авторы: Сергиевский В.М., Потапов О.А., Горчинский Ю.Н.
Дата публикации: 04.2002

С переходом в новую экономическую формацию и развитием рыночных отношений в нашей стране появился новый вид деятельности - предпринимательская. Это самостоятельная деятельность, на свой риск, осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке, и направлена на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Существуют различные определения-синонимы легального обозначения понятия "товарный знак", такие, как "Brend", "trade name", "фирменный знак", "логотип", "фирменное наименование", "эмблема", "торговый знак", "товарная марка". Они близки по смыслу известным фразам "быть на высоте" и "держать марку". Однако в правовом толковании у всех есть некоторые различия.

Товарный знак/знак обслуживания - это основной общепринятый термин в России в соответствии с Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.92 г. и ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, участницей которой является Российская Федерация.

Товарный знак, как и его брат-близнец, - знак обслуживания, является обозначением, индивидуализирующим деятельность предприятия, указывающим на качество продукции или оказываемых услуг, на ответственность изготовителя. Товарный знак активно способствует продвижению товара или услуг на рынке, является вершиной "рекламной пирамиды", налаживает устойчивую связь между производством и торговлей, а также фирмой, оказывающей услуги, и клиентом. Он выполняет функцию "безмолвного продавца", зачастую определяет вкусы потребителя при выборе товаров или услуг необходимого качества.

Товар может быть хорошим и высококачественным, но без рекламы товара, без товарного знака покупатель затрудняется в решении о покупке того или иного товара или заказе тех или иных услуг.

Товарному знаку присущи следующие функции:

  1. отличительная (обозначает изготовителя или продавца);
  2. индивидуализирующая (выделяет конкретный товар);
  3. рекламная;
  4. стимулирующая (указывает на качество);
  5. охраняемая (т.е. защитная);
  6. регулятивная (помогает упорядочить выпуск и сбыт товаров).

Защита прав на товарный знак в России и за рубежом устанавливает приоритет владельца именно этого знака и помогает благоприятному продвижению товара на российском и зарубежном рынках. Это служит подспорьем для закрепления позиций производителя на товарном рынке и при заключении договоров коммерческой концессии, лицензионных договоров.

В качестве субъекта права на товарный знак закон определяет юридическое или физическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

Регистрация товарного знака свидетельствует о придании лицу, испросившему регистрацию товарного знака, статуса владельца данного знака и наделении его исключительным правом на этот знак.

Товарный знак дает исключительное право владельцу использовать его и распоряжаться им, запрещается использование его другими лицами. То есть без разрешения владельца никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак.

Согласно законодательству термин "использование" товарного знака означает применение его на товарах, для которых он и зарегистрирован, и/ или на их упаковке. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе (в последнее время этот вид использования получил широкое распространение), печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках или ярмарках, проводимых в Российской Федерации, даже если товарный знак не был использован на товарах и/или их упаковке.

Владельцу предоставлено право проставлять рядом со своим товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является именно товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации. Как правило, в качестве предупредительной маркировки используют символ "R". Иногда используют символ "ТМ".

Законодательством определен перечень действий, совершение которых может быть признано нарушением прав владельца товарного знака: несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, а также сходного с ним до степени смешения, если речь идет об однородных товарах.

Товарные знаки бывают следующих видов: словесный, графический, комбинированный (словесно-графический), пространственно-объемный. Наиболее сильным и выразительным является комбинированный товарный знак, так как он воспринимается и визуально, и на слух. Юридическому лицу может принадлежать несколько товарных знаков. Вместе с тем словесный товарный знак тоже несет различительную функцию. Особенно это касается красивых и мелодичных по звучанию слов, таких, как "Виола", "Лоэс" (LOES), "Поэма".

Понятие нарушения права на товарный знак, данное в ст. 4 вышеназванного Закона, включает в себя кроме изготовления и применения товаров с несанкционированным товарным знаком также предложение к продаже этих товаров и хранение их с целью продажи. Так, в арбитражный суд обратился завод с иском к комиссионному магазину, который торговал товаром кустарного производства с изображением товарного знака завода. Магазин полагал, что он не может отвечать за нарушение прав на товарный знак, поскольку им не нарушены правила комиссионной торговли. Однако суд установил наличие состава правонарушения в действиях магазина. Безусловно, незаконны и действия изготовителя соответствующего товара. Но в рассматриваемом случае правообладатель ставил вопрос о пресечении нарушения его права только на данной стадии введения товара в хозяйственный оборот, считая достаточным его изъятие из сферы реализации.

Судебная практика свидетельствует, что иски о пресечении права на товарный знак могут быть предъявлены к нескольким ответчикам самостоятельно и в рамках одного дела, но в любом случае каждый из них несет ответственность за свои неправомерные действия по введению товара, обозначенного несанкционированным товарным знаком, в хозяйственный оборот. Участие в деле нескольких ответчиков не означает множественности сторон в обязательстве по возмещению ущерба. Каждый нарушитель возмещает только те убытки, которые нанесены его неправомерными действиями. Им может быть и хранитель товара, если будет доказано, что целью хранения являлось последующее введение такого товара в хозяйственный оборот.

Так, к организации оптовой торговли был предъявлен иск изготовителем заменителя сахара. Он ссылался на то, что на его складах хранится продукция другого производителя, на упаковку которой нанесен товарный знак, практически неотличимый от знака, который зарегистрирован на его имя. В качестве подтверждения того, что подобное хранение создает реальную угрозу его интересам, истец представил проект договора, в котором ответчик предлагал ему приобрести продукцию с фальшивым товарным знаком.

Конечно, случай, когда доказательства сами "плывут" тебе в руки, исключительный. Как правило, подтвердить, что хранение подобного товара имеет целью последующую реализацию, бывает довольно сложно. Само по себе хранение не может считаться "крамолой". Если хранитель просто предоставил свои помещения для складирования товара, а использовать его намеревается другое лицо, к хранителю не может быть предъявлена претензия. Ответчиком по такому делу является организация, готовящаяся использовать товар. Хотя вполне возможно, что в резолютивной части решения будет указано, что речь идет о товарах, находящихся на складах конкретного хранителя.

Говоря о нарушении при использовании товарного знака, нельзя обойти вопрос о его стоимости. Прежде всего следует разделить товарные знаки на корпоративные и номенклатурные. Корпоративные товарные знаки образуют совокупную стоимость всех знаков, используемых компанией. К примеру, если говорить о стоимостном выражении корпоративного товарного знака "Соса-Со1а", то необходимо суммировать отдельную стоимость таких номенклатурных товарных знаков, как "Sprite", "Fanta" и многих других, принадлежащих компании. По разным источникам, эта сумма исчисляется примерно от 38 млрд. до 73 млрд. долл. США. Немного меньше оцениваются и корпоративные товарные знаки многих других межнациональных компаний.

Единой методики оценки стоимости товарного знака не существует. Однако существуют признанные консалтинговые агентства ("Interbrend" и др.), которые регулярно осуществляют эту процедуру. В основе методик оценки стоимости лежит целый ряд показателей:

  1. история товарного знака;
  2. стабильность положения на рынке;
  3. доля охвата национальных рынков;
  4. рыночная доля по товарным категориям;
  5. рыночные тенденции;
  6. затраты на рекламную поддержку;
  7. юридическая защита.

Все эти категории, выраженные в определенной системе баллов, умножают на годовой объем продаж по каждому товарному знаку. Затем стоимости всех отдельных категорий товарных знаков суммируют. Так возникает текущая стоимость товарного знака, отраженная в годовом балансовом отчете.

Случается, что стоимость товарного знака превышает стоимость всех активов компании. Например, лидер мирового табачного рынка компания Philip Morris (18 % табачного рынка) приобрела товарный знак "Kraft food" за 13 млрд. долл. США, что в 6 раз превышало балансовую стоимость этой компании.

Следует отметить невысокую активность сахаропроизводителей в регистрации своих товарных знаков. Большинство сахарных заводов в качестве товарных знаков имеют изобразительные обозначения, зарегистрированные в советский период. Зачастую эти обозначения не запоминаются и не способны в полной мере нести необходимую в настоящее время рекламную функцию. Некоторые предприятия не продлили своевременно сроки действия своих товарных знаков (продление срока действия товарного знака проводится через каждые 10 лет, начиная с даты подачи) и, естественно, лишились прав на свои товарные знаки.

Почти все пищевые продукты и напитки имеют на товарном рынке свое "лицо" в виде товарного знака. Это относится: к чаю, кофе, напиткам, кондитерским изделиям и т. д.

Сахар и, пожалуй, соль являются в этом плане одними из немногих товаров, которые не имеют своего "лица". Соль - природный продукт, тогда как сахар - продукт переработки, и качество его у разных сахаропроизводителей различно и зависит не только от технологических приемов при его производстве, но и от свойств сырья, в том числе определяемых местными факторами: составом почвы, климатом и др. Однако в последнее время поставщики соли стали активно защищать упаковку своей продукции с помощью патентов на промышленные образцы, индивидуализируя, таким образом свою продукцию.

Сегодня массовый потребитель начинает все больше внимания уделять качеству сахара, продвижение его как товара на потребительский рынок, а также потребительская активность покупателей напрямую связаны с рекламой. Так что товарный знак на сахар не был бы лишним.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


"О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"
Закон РФ
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.)
2
Технология рекламы и РR
М.: Издательско-торговый дом
Борисов Б.Л.
"Гранд", 2001.
Интеллектуальная собственность: споры неизбежны
(журнал "Сахар". 2001. №6)
Сергиевский В.М., Потапов О.А., Кравцова О.С.
 
( в начало статьи...)( скачать статью... )( все статьи... )

·  Топ-Сайт  · Размещение рекламы · Доска объявлений · Форум · Гостевая книга · Работа ·


.: Добавь в закладки или распечатай :.

Сделать стартовой...   Добавить в избранное...   Распечатать страницу...



Loes Group of companies© 2004
По вопросам сотрудничества: sale@loes.ru
По вопросам размещения рекламы: reklama@loes.ru

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Loes statistic

Опрос
Как Вы узнали о сайте?
Поисковики
Знакомые
Публикации
Реклама
Форумы
Случайно

Рассылка

Ваш e-mail:
Кодировка/Формат:
Подписаться
Отказаться

Время